11:48:18 ( 17 января 2014 )

Комиссии за операции с банковскими картами будут показывать сразу на экране банкомата, перед совершением транзакции. А в обменных пунктах клиентов предупредят о реальном курсе валют в зависимости от суммы. Такие поправки в закон "О банках и банковской деятельности" содержит законопроект, внесенный в четверг в Государственную думу депутатом Олегом Михеевым. 

Интернет-портал «Банки Оренбурга» поинтересовался у банковских экспертов почему же столь полезные для клиентов поправки не приняли раньше, есть ли в данном законопроекте какие-то противоречия или непродуманные моменты и как данные новшества могут отразиться на деятельности  банков в плане проведения рекламных кампаний, на фин.-эконом. показатели и т.д.

 

Антон Сороко,аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: 

Думаю, что такие поправки должны позитивно отразиться на уровне защиты прав потребителя в банковском секторе. Если такое обязательство вводится для кредитных договоров, логично предположить, что можно использовать такое нововведение в других сегментах банковской деятельности финансовых организаций. Тем более, уровень финансовой грамотности населения нашей страны в целом пока остается достаточно низким, так что дополнительная защита потребителя никогда не помешает. Банки же это изменение вряд ли заметят – от них потребуется только добавить еще одну строку во многие документы, а клиентским подразделениям нужно будет объяснить, что они обязаны сообщать клиенту информацию обо всех комиссиях. Не думаю, что для кредитных организаций это будет накладно. Можно сказать, что это одно из тех изменений, которое качественно на рынок не повлияет, но повысит его удобство для конечного потребителя. Каких-либо изменений в маркетинге не ожидаю – изменения касаются непосредственного информирования, которое обычно происходит прямо перед совершением операции или подписанием кредитного договора, задачей же рекламных компаний является просто привлечь клиента, максимальное раскрытие информации может быть даже негативно, т.к. обилие информации сложно быстро воспринять.

 

Москалев Александр, начальник отдела банковских карт ОАО "НИКО-БАНК" :

По картам российской платежной системы «Золотая Корона» комиссию за совершение операции по карте на экране показать можно, т.к. эту комиссию устанавливает банк-эквайрер.

По международным картам MasterCard и VISA существуют как эмитентские комиссии, так и эквайрерские. В банкоматах банки-эквайреры по Правилам международных платежных систем не имеют права взимать комиссию за совершение операции получения наличных. Расходы за обслуживание клиента в банкомате возмещает банку-эквайреру банк-эмитент карты. А потом взимает комиссию со своего клиента за то, что он обслужился в «чужом» устройстве. Эта комиссия фиксированная и прописана в тарифах банка-эмитента. Следовательно, банк-эквайрер не может знать размер комиссии, установленной банком-эмитентом. Законопроект Олега Михеева противоречит настоящему механизму работы международных платежных систем. Его принятие без поправок потребует от платежных систем полностью перестроить свою работу в России или уйти с российского рынка, что вряд ли случится.

Я считаю, что клиент при получении карты должен внимательно ознакомиться с тарифами банка и заранее знать, какую комиссию с него возьмет банк за совершение той или иной операции.

 

Альбина Исламгулова, и.о. директора филиала БКС Премьер в г. Оренбург:

В целом совершенствование законодательства процесс постоянный, в том числе и в банковской сфере, и я считаю данные поправки очень важными и своевременными, поскольку операции с картами и обменом валюты относятся к наиболее распространенным, а уровень финансовой грамотности наших граждан далеко не всегда позволяет самостоятельно учитывать различные комиссии.

Новации, безусловно, улучшат осведомленность клиентов, их интересы станут более защищенными, у недобросовестных организаций станет меньше лазеек для «незаметных» списаний или банального введения в заблуждение, если говорить об обменных пунктах.

Существенных финансовых нагрузок от нововведения банковский сектор не понесет, а повышение уровня информированности клиентов позволит им принимать более обдуманные решения, более грамотно распоряжаться личными финансами. Что касается рекламы, ряд федеральных законов достаточно давно требует полного раскрытия информации в любого рода рекламных материалах и добросовестные кампании проводятся с полным их соблюдением.

 

Специалисты Отдела развития карточных проектов банка «Кольцо Урала»:

В соответствии с частью 5 статьи 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности», с 13 августа 2010 года на экраны всех банкоматов банка «Кольцо Урала» выводится предупреждающая надпись о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитным учреждением и взимаемого им в дополнение к вознаграждению по договору между кредитной организацией, выпустившей карту, и ее держателем. Предупреждающая надпись выводится до момента совершения операции получения клиентом денежных средств. Даже если комиссия не предусмотрена, уведомление о размере комиссии 0% также появится на экране банкомата.

Таким образом, данные поправки не являются для банка нововведением.

 

Специалисты Управления кассовых операций и денежного обращения банка «Кольцо Урала»:

Указанные поправки не привнесут новшеств в работу касс нашего банка. В каждом отделении банка размещены электронные табло с актуальными курсами валют, в каждой кассе – печатная информация на эту же тему. Работа ведется в соответствии с инструкцией по валютно-обменным операциям (инструкция ЦБР от 16 сентября 2010 года N 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»). 

 

Вилен Ли, Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА
Банковское сообщество заинтересовано в прозрачных правилах взаимоотношений с клиентами на законодательном уровне.  В России сотни банков, у всех примерно одинаковые услуги. У клиентов всегда должна быть возможность выбора банка для совершения операций, основанная на понятных ему условиях взаимоотношений.

При этом стоит отметить, что банки редко грешат откровенным обманом и не озвучивают реальный курс. На окнах касс в отделениях обычно вывешены приказы и преднамеренный обман клиентов маловероятен. Мы также в свою очередь всегда призываем клиентов обдуманно подходить к любым денежным операциям, внимательно читать условия и тарифы по обслуживанию. 


Пресс-служба МОСОБЛБАНКа:

Поправки, безусловно, направлены на защиту прав пользователей банковских услуг. Что касается МОСОБЛБАНКа, то наши банкоматы уже сейчас настроены таким образом, что перед началом транзакции по карте чужого банка клиенту выводится  на экран информацию о том, что банк не взимает комиссию по транзакции – таковая комиссия у нас отсутствует. Обменные пункты АКБ МОСОБЛБАНК ОАО работают по валютным курсам, которые  уже включают в себя  все затраты и маржинальный доход, то есть у нас нет никаких скрытых комиссий. Соответственно в случае принятия такого закона никаких изменений в нашей работе не произойдет.

 

Надежда Куликова, начальник управления депозитных и расчетных продуктов Банка Хоум Кредит:

Текущий формат авторизационных сообщений, которыми обмениваются банки при обработки транзакций клиента в банкоматах, содержит строгий перечень полей, заполняемых информацией определенного формата. На сегодняшний день данные сообщения не предусматривают передачу информации по размеру комиссий за проводимые операции. Для реализации данного требования потребуются существенные доработки для всех банков и это, скорее всего, также затронет и платежные системы.

Основная сложность – это сама реализация с технической стороны.

Что касается рекламных кампаний, то я не вижу влияния данной инициативы на проведение рекламных кампаний, т.к. мы всегда открыто заявляем клиентам обо всех комиссиях, которые могут возникнуть у него при использовании карты.


Залесский Павел  Борисович, заместитель директора  филиала  ОАО "АКИБАНК" в г.Оренбург:

Начать хотелось бы с того, что отечественные СМИ несколько искажают суть предлагаемых г-ном Михеевым поправок в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Все изменения состоят из одного абзаца, в котором указывается, что кредитная организация обязана предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения ДО совершения операции. Причем сам процесс предоставления информации описан довольно расплывчато – информацию предполагается доносить непосредственно до клиента (или его представителя), а также «иными способами, не запрещенными законом». Т.е. фактически способы уведомление клиента о размере вознаграждения останутся все те же. Все СМИ говорят, о том что указанные нововведения будут чрезвычайно полезны для клиента – не могу согласиться с этим утверждением. Если речь зашла о валютообменных операциях, то большинство серьезных кредитных учреждений уже давно отказались от практики взимания комиссий и указания заниженных курсов на информационном табло – репутация важнее сиюминутной прибыли. Например, в АКИБАНКе комиссия при обмене валюты нет и курс обмена единый для всех клиентов. В случае же операций, в которых действительно предусмотрена комиссия банка (например платежи или переводы) Вам всегда до совершения операции специалисты банка скажут сколько эта операция будет стоить и согласны ли Вы с этим. И такая практика не только в АКИБАНКе, а практически в любой кредитной организации.

Что же касается указания комиссии банка на экране банкомата до совершения операции, то эта норма была введена достаточно давно – еще в 2010 году. Сейчас банкомат любого банка предупреждает, что комиссия банка – владельца банкомата, например, за снятие наличных составит столько-то (как правило это 0%). Другой вопрос, что в данном случае это не означает бесплатное снятие наличных –  ведь существуют еще и комиссии банка выпустившего карту. Но, к сожалению, в настоящий момент реализовать возможность уведомления клиента о комиссиях банка-эмитента карты пока технически невозможно.


Олег Виндман, региональный директор Приволжского филиала Росбанка:

На протяжении последних лет Центробанк усиливает контроль и регулирование банковского рынка, выражающееся, в том числе, в регламентировании отдельных аспектов взаимоотношений банков и клиентов. Эта работа постепенная, новые положения появляются по мере необходимости, после консультаций с экспертами и банковским сообществом. Фактически речь идет о формировании банковского законодательства и коммерческих, этических норм, регламентирующих работу банков. Поправки, о которых мы говорим, стоят в одном ряду с требованием указания полной стоимости кредита, эффективной процентной ставки по кредиту, всех условий договора и т.д. Назвать их революционными, безусловно, нельзя. Направлены они на повышение финансовой грамотности клиентов банка, улучшение их информированности и комфорта взаимодействия с банком. Уверен, что в ближайшие годы мы увидим еще много подобных нововведений, каждое из которых упростит клиентам общение с банками. Приведенные поправки никак существенно не отразятся на финансовых показателях банковского бизнеса, они не требуют больших изменений регламентов работы. 

Архив публикаций
2,64 Мб., 0.09 сек.